Вот когда я ночью еду на автомобиле, вижу окошки и вспоминаю отца Ивана Кронштадтского, который по Кронштадту ходил и смотрел, где ночью говорит свет, он туда стучался. Потому что раз ночью свет горит, либо покойник в доме, либо пьют, либо какая-то драка. И старался их умирять, вразумлять. Он очень был разумный человек, Духовную академию на пятёрки кончил, и ему удавалось людей как-то остановить. И вот, едешь на машине и думаешь: почти в каждом светящемся окне скандал. "Вымой посуду!" – "Не буду!" – "Вынеси ведро!" – "Не буду! Не хочу, пусть Машка выносит!" – "Делай уроки!" – "Не хочу, не буду". Мать орёт, отец говорит: "Заткнитесь все, я футбол смотрю". Ну в общем, как в аду. Только не "как", а именно в аду.
Современный человек вокруг себя генерирует адскую жизнь. И эту адскую жизнь долго выдержать нельзя, она заканчивается либо инсультом, либо инфарктом. А у некоторых такое состояние стресса, что и даже рак себе зарабатывают. Но это кому пораньше надо отправиться на тот свет. А Христос хочет для человека совершенно другого, он хочет, чтобы каждый человек внутри себя – сначала в сердечке – устроил рай. Никого не осуждать, никого ничем не попрекать, ни с кем не ругаться, всем моё почтение. Потому что каждый человек, хоть и потемневший, есть образ Божий. И потом от этого сердечка зажечь любовью к раю, к Царствию Небесному сердца своих детей, и тогда рай расширится до семьи. А потом найти церковь и в церкви созидать рай. Потому что в современном мире можно как-то прожить только внутри Церкви. И не только когда ты сам по себе: я пришёл в церковь, отгородился ото всех. Ну, как мы с вами. Никто не знает, как друг друга зовут. "Что наваливаешься?!"
Потому что каждый человек совершенно чужой. Мешают все эти бабки, дети орут. В общем, довольно противный народ. Но без церкви как? Никак. Приходится мириться. А должны быть все вместе, потому что церковь – это от слова "собрание". А мы совершенно случайные люди, которые едва не ненавидят друг друга. Поэтому у нас физиономии довольно резкие, как будто нас топором вырубали из берёзы. У нас нет ни в глазах радости, ни в сердце, потому что рая в сердце нет. Так, какие-то от богослужения отблески доносятся, но это всё минимально. А другого пути всё равно нет. Поэтому если кто-то внутри церкви сумеет организовать райскую жизнь, тогда и расширится с семьи до церкви. А в семье тоже сестра сестру жрёт. Но может это измениться на совершенно противоположное. И Господь говорит: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3; Лк. 6, 20), потому что он хочет для нас, чтоб мы достигли блаженства, чтоб нам не только было хорошо на земле, приятно, а чтобы мы блаженствовали. Общение с людьми – блаженство, общение с детьми – блаженство, общение с полицией – блаженство. Всё блаженство. А для этого нужно достичь того, о чём Господь говорил в Нагорной проповеди, о чём мы поём на каждом третьем антифоне в Литургии, чтобы что-то вошло в нашу голову, десятки тысяч раз повторяем.
Протоиерей Димитрий Смирнов